Boards Of Canada – Tomorrow's Harvest (2013)
В 2013‐м году на лейбле Warp Records вышел альбом звёзд «интеллектуальной» электроники Boards Of Canada «Tomorrow's Harvest». Его появление сопровождалось невероятным медиашумом — альбом приняли как чуть ли не самое ожидаемое событие года в электронной музыке. В глазах поклонников «Tomorrow's Harvest» приобрёл ещё более символическое значение, если учесть, что прошло ровно пятнадцать лет с момента выхода хита Boards Of Canada «Music Has the Right to Children» — пластинки, которая стала чем‐то большим, чем один из элементов яркого и захватывающего пазла электронной музыки конца 90‐х.
Тогда Boards Of Canada были одними из важнейших британских электронных коллективов. Из них не получилось стадионных «суперзвезд» вроде Leftfield, Underworld или Aphex Twin — скорее всего по вине самих шотландцев, которые предпочитали вести затворнический образ жизни, практически не выступали с концертами и, казалось, вообще всячески старались откреститься от существующей вокруг реальности. Зато это помогло возникновению вокруг дуэта братьев вполне заслуженного культа в мировом масштабе.
«Tomorrow's Harvest» — восьмой альбом коллектива (не считая памятные EP вроде «In a Beautiful Place Out in the Country» или «Peel Session»), но предыдущие альбомы проекта, последний из которых — «The Campfire Headphase» — увидел свет в 2005‐м, не смогли приблизиться к той работе 1998‐го. Спустя пятнадцать лет Boards of Canada, похоже, смогли повторить свой успех. Новая пластинка была надлежащим образом разрекламирована — нагнетание интереса шло по нарастающей, информация о предстоящем релизе распространялась при помощи секретных цифровых ключей (что вполне соответствует репутации мистиков и оккультистов, которой пользуются шотландцы), клип на первый сингл с альбома «Reach for the Dead» за две недели собрал на YouTube почти миллион просмотров. Когда пластинка была представлена миру посредством трансляции через сайт группы, сервер завис, не выдержав сумасшедшего интереса со стороны слушателей. Warp всё сделал правильно и красиво — для многих старых поклонников шеффилдского монстра независимой звукозаписи не хватало только нового альбома Boards of Canada, чтобы громогласно заявить о возрождении лейбла.
Название альбома отсылает к низкобюджетному апокалиптическому фильму, снятому в Канаде в 1977‐м, — «Deadly Harvest» («Смертельный урожай»), в котором рассказывается, как после глобального похолодания в мире воцаряется массовый голод и социальный хаос. Майкл и Маркус Сэндисоны даже не намекают на то, что у человечества выхода нет, а кричат названиями композиций — «Холодная земля», «Больные времена», «Коллапс» — и общим тревожным и минорным настроем альбома. Завершающий трек альбома называется «Semena Mertvykh» — именно по‐русски, в латинской транскрипции.
Судя по музыке «Tomorrow's Harvest», за модными тенденциями того времени ребята не следили (и правильно — совсем немного пропустили), а вот в нерв обсуждений экологической ситуации на планете альбом попал как в яблочко.
В оценках этого альбоматважно не поддаться наивной ностальгии — называть шотландцев «главной электронной группой» было бы, по крайней мере, поверхностно. Однако подобные эпитеты все же лезут в голову: «Tomorrow's Harvest» — действительно очень удачная работа. Музыка братьев, как и прежде, красива и доступна, несмотря на апокалиптические настроения. Другой важный момент — своевременность этой пластинки. В тот момент ощущался поворот, в который вписывается электронная музыка, — от довольно простых танцевальных ритмов последних лет в сторону сложности и абстракции. Можно предположить, что за 15 лет, прошедших со времен появления «Music Has the Right to Children», электроника почти завершила очередной виток по спирали и к 2013‐му году мы вернулись к «золотому времени», как в 1990‐х.
| #Boards_Of_Canada | #Electronic | #Downtempo | #Ambient | #IDM | #Drone |